понедельник, 29 мая 2017 г.

ATENEUM ART MUSEUM

  
    Атениум- мой фаворит, любимчик) Найти его проще простого. Если встать спиной к центральному вокзалу, то со стороны левой руки  увидите главный вход в музей. Вообщем, вышли с вокзала и активно крутите головой в левую сторону- не промахнётесь)
   Как всегда, даю ссылку чтоб вы точно не потерялись и пришли подготовленными
                                            http://www.ateneum.fi/?lang=ru
   Ну что? Начнём погружаться в мир финской живописи? Готовы? Точно?
В Атениум изначально я шла ради этой малышки

Это Hugo Simberg  и его "The Wounded Angel". По первоначальному замыслу художника  ангела несли в вагоне маленькие дьяволята(чёртики?), но потом, как видите задумка трансформировалась.Картина имела оглушительный успех и получила государственную награду. Фишка в том, что картина вписана в реальный пейзаж одного из парков Хельсинки.
  Мне кажется, у финских художников своя особая цветовая гамма. Моё общее впечатление от картин, представленных в музее- умиротворение. Даже в полотнах чувствуется спокойствие, уверенность этого северного народа.
  Что интересно: одновременно со мной в музее было очень много групп школьников лет
10-12 ти. Дети с педагогами сидели на полу вокруг какой-либо картины, педагог рассказывала, а дети кто сидя, кто полулёжа(ну на полу , ага) открыв рот слушали. А потом, получив какое то задание( ах, почему я не знаю финский?)) валяясь пузиками на полу и болтая в воздухе ногами что-то записывали в длинных листах и блокнотах. И тут мне стало совсем хорошо: от того, что можно уютно и по-домашнему поваляться в музее, от самого факта, самой мысли что это -возможно) Смотрела на этих детей и по-хорошему им завидовала. Их внутренней расслабленности, тому, что искусство в их внутреннем ощущении -это не что-то такое чтоб не дышать и ходить на цыпочках, а что то простое и понятное, уютное.
   Таким образом, перешагивая в музее через валяющихся кучками детей я пробиралась в лесу финской живописи. Покажу только то, что мне особо понравилось или впечатлило, чтобы вам захотелось когда-нибудь приехать и увидеть всё-всё-всё самим) И блин, это снова не рЭклама))
Итак, вот такая красота там есть
PETRI ALA-MAUNUS/ Fells after the Fall/
Очень эффектная, яркая, но одновременно сдержанная. Такое бомбическое сочетание оттенков. Честно скажу, я не видела ничего похожего. Очень особенная картина. И это просто ....пейзаж. Ни событий, ни лиц, ни выражений, ни сюжета закрученного, но так нереально круто!
 


EDVARD MUNCH/Bathing Men)
Тут я открыла рот, потому что на картине были просто непрокрашеные куски  полотна. Ну просто "кисточку вытер" человек. И где то в этом месте до меня стало доходить, что совершенно неважно как ты рисуешь( с точки зрения техники), смысл то вообще не в этом) И так мне стало легко, словно какой-то внутренний зажим сняли. Перестал давить академизм и "как надо" и "как правильно".
AKSELI GALLEN-KALLELA/Boy with a Crow/- очень много его произведений в музее.
ALFRED WILLIAM FINCH.
Милый пуантилизм) Мне нравится, что коллекция музея содержит разнообразные стили, направления, техники  картин. Меня подкупил этот музей именно разнообразием. НО при этом всё-равно, есть какой то "единый дух", то ли дело в правильной группировке сюжетов, техник, цветовых гамм, то ли ещё в чём то, но уходить однозначно не хотелось)
RAGNAR EKELUND/Notre-Dame/
Смотришь на неё и хочется дремать и мурлыкать- так уютно)
VILHO LAMPI/Nocturne/
Мне кажется этот товарищ очень на Мунка похож, да?
MARTTI RANTTILA/Selling a Watch/

 В одном из залов собраны картины времён второй мировой войны и сразу бросается в глаза, что внутренее состояние художников резко меняется. Цвета становятся более чистыми, яркими, неприглушёнными, контрастными. Уютные полутона сменяются кислотными цветами.
Вот это картина
YNGVE BACK/Melody of War/  запустила мурашки на спине. Реально- после уюта и понятных, простых сюжетов- какой то непонятный котёл всего резкими цветами. Правда ощущение ужаса и бессмысленности.
  НО самое-самое чудесное, уже с чудесными мурашками -это галерея автопортретов. Идея шикарная: собрать в одном месте автопортреты разных художников.

 И тут, чувство которое начало шевелиться и формироваться глядя на Мунка и его купающихся мужчин продолжило формироваться. Мы, художники-  очень разные и наша свобода в том, что нет границ. И каждая работа и стиль и авторский подчерк имеет место быть. И в этом и есть смысл: пробовать, мешать, создавать своё, дерзать, не бояться, а просто малевать от души
Тот самый Hugo Simberg  в белом)
 
ну, это , наверное, мечта ))
  Ой, нет- самое чудесное это другое- зал, в котором собраны эскизы, наброски, черновики, письма, записки. И тут меня окончательно прошибло. Конечно, я понимала, что не я одна "работаю" над картиной, прикидываю, чиркаю каракули на кусочках бумаги, подбираю краски и оттенки. Конечно же, я понимала, что те картины, которые висят в музеях, возможно отнимают больше времени на подготовку. НО внутри мне всегда казалось, что те художники, чьи картины висят в хороших музеях просто подходят к полотну и отходят через немного , оставляя за собой шедевр за шедевром. А когда ты заходишь в зал, набитый огрызками бумаг и свидетельством, что это не ангелы спустились с неба с чудесной миссией, а обычные человеки сидели и скрепели мозгами, вынашивали, прикидывали ну совсем как я- вот тут аж дыхание перехватило. Америку открыла, ага))  Узнаете на фото сюжет раненого ангела? Девочка на брусьях) Мило же?
А тут -если присмотреться эскиз той же картины с одним пока парнишкой-носильщиком)
Финны, вот как вы это делаете? Как вы так ненавязчиво, спокойно влюбляете в свою страну, в своё искуссво? Простое, незатейливое, непафосное. Уютное)







 
 

пятница, 26 мая 2017 г.

Ещё одна мечта: готово!



 Пока я бегала кругами по музеям Хельсинки, мой любимый сын организовал нам поездку на керамический завод, зная, что керамика- моя тайная страсть) За два года жизни в деревне доехать до этого завода ни разу не получилось. Место это вдали от основной трассы и попасть туда- целая история.
Это очень старое предприятия и, говорят, во времена царя Гороха( то  бишь лет 200 назад) таких предприятий в нашей стране было только два: в нашей деревне и в Подмосковье. Почему здесь? Потому что буквально под ногами залежи пригодной для керамических изделий глины. Рядом Волга- большое количество воды. И ,до появления плотины, которая затопила очень много прибрежных земель, вдоль реки находился лес, так необходимый для печей, для обжига.
  Всё чаще ловлю себя на мысли :"в какое чудесное время мы живём". Ну вот представьте, чтобы получить массу пригодную для лепки изделий раньше нужно было потратить год(!!!).
Сначала раскрошить куски каменной глины, перетереть, накидать всё это в яму, залить водой , долго-долго ждать , выпустить воду, высушить, пропустить через сито и кажется, опять перемешать с водой) И конечно, когда появился завод, к тому же со всякими модными агрегатами последнего слова техники, благодаря которым технологические процессы ускорились в разы, гончары вздохнули с облегчением) Кстати, агрегаты эти до сих пор используются на предприятии. Это вам не новомодные штучки с гарантией 5 лет)
                        Агрегат для удаления лишней влаги, пресс с формой для отсаживания заготовки                                               и мой первый кусочек глины в руках!
Куча глины, пригодной для переработки, измельчители породы и курочки, которым не повезло)

Это вам не рафинированные керамические мастерские, чистенькие, гламурные, с белыми стенами  и красивыми передничками. Тут суровые деревенские мужики загружают в тёмном помещении тонны породы в огромные цистерны, ходят в резиновых сапогах и ватниках для того, чтобы в конце цикла из трубы вылезла мягкая колбаска по 25 ре за кг)  Интересно, сколько из килограмма глины получается небитых чашек? Ну, теоретически?
Годы тренировок, вжик-вжик и горшок за 2 минуты готов  на глазах у изумлённой публики) 
Кстати, мы с сыном сошлись во мнении , что производство-это что-то очень настоящее, не абстрактные категории зарабатывания денег, а реальные и какие-то очень понятные. Берёшь комок "грязи" и делаешь из него что-то пригодное в хозяйстве: крысу, орла, свинью с бараном, на худой конец))
Пока все разбирали глину для мастер-класса, я бродила по закоулкам и подглядывала)
И думала-нормальная такая "работа"-лепить, раскрашивать с видом на такую поляну - это ...работа??? Да это отпуск!)) Сказка! Мечта!
Зачем? Зачем сто тысяч лет назад я так хотела уехать куда то в какие-то далёкие дали, за какими-то великими подвигами, когда счастье-вот оно, под боком) 





четверг, 25 мая 2017 г.

SINEBRYCHOFF ART MUSEUM

   Первый арт музей Хельсинки в моём маршруте оказался Художественный музей Синебрюхова. Как в него попасть? Из порта, от места где чайки нагло воруют еду у палаток, нужно пойти вдоль набережной в сторону парка, мимо старого крытого маркета, идти- идти -идти, свернуть направо, потом опять направо и вуаля: носом уткнётесь в музей
Просто же всё, да?)
 
На всякий случай, чтоб вы точно не потерялись вот все пароли и явки с адресом, картами, режимом работы    http://www.sinebrychoffintaidemuseo.fi/en/ru/
 
За 12 евро получаете вот такую штуку, лепите на руку и вперед , к осмотру красоты!
 
 
Всё самое вкусное и ценное в музее находится на втором этаже, но на второй этаж я не попала, вернее попала, конечно, но там шёл концерт-пела тётя, без микрофона под аккомпанемент клавиш, во всех залах с картинами были расставлены стулья, на которых сидели благодарные слушатели. И никаких блуждающих мимо них туда-сюда личностей не наблюдалось. Я тоже не решилась стать "той самой" личностью. Поэтому пришлось довольствоваться экспозицией первого этажа, а там....
Даю подсказку :" Девушка с жемчужной серёжкой".
Самой "девушки" на выставке не присутствовало, только лишь в виде сувениров на подушках, сумках, книжках
Мастер он, конечно по всяким тряпочкам(тканям, в смысле), серьгам, фактурам, выражениям- это сразу бросается в глаза. Наверное, если какой -нить искусствовед сейчас прочитает моё "мастер по тряпочкам"- бах и сразу в обморок) . Ну, мне в первую очередь бросаются мелкие технические детали. Я картины начинаю осматривать так: сначала носом всё полотно исползаю- какой мазок, гладко/фактурно, как этот  блик, как переходы, лак-не лак- а только в конце отхожу и смотрю " а что , что там на картине?")) 
Покажу те детали, от которых я не могла оторваться
Барельеф- просто фотореализм) я даже не сразу поняла , что это часть картины.
 
те самые "тряпочки" и кант - я носом чуть холст не проткнула- блестит, блин, золотом и серебром)
Вся картина
При этом задний план у него всегда очень статичен, как декорация- во всех картинах. На контрасте с очень активным, живым передним планом это даёт интересный эффект.
Столько всего происходит в каждом кусочке-глаза разбегаются.
Вот тут было очень смешно) При том, что было явно насколько мастерски он рисует кожу, было такое впечатление, что темнокожих людей художник никогда не видел и рисовал по принципу "ну...наверное, это выглядит как то так". Просто "коричневой краской".  Допускаю, что это было сделано намеренно, чтобы сыграть на контрасте. Не знаю. Пойду поймаю какого-нить искусствоведа.
 
Тут вообще ... просто фото) В смысле, картина как фото) Понятно, что сейчас никого этим не удивишь, НО всё равно удивительно)
Общее впечатление- мне очень понравилось и экспозиция и оформление. Забегая вперёд- во всех музеях этого города с оформлением всё отлично)
Если честно- теряюсь в догадках и слюнки текут посмотреть что же, что же на постоянной экспозиции- так и манит меня второй этаж)
Цитирую материал музея: "Художественный музей Синебрюхова-единственный музей в Финляндии , в котором представлена самая большая коллекция произведений старого европейского искусства. В собрание музея входят некоторые особо ценные и имеющие мировое значение работы старых мастеров".
Хоть беги за билетом и езжай обратно)

 
 




 
 
 

воскресенье, 21 мая 2017 г.

Один день в Таллине

   Ранним утром 9 мая я погрузилась на паром Viking-line  в порту Хельсинки и рванула в Таллин. Очень удобно: два с половиной часа морской прогулки  и вы на другом берегу, в другом государстве, в другом городе. Эта поездка была маленьким сюрпризом от моего друга и цель её была- вдохновить меня, как художника, напитать меня новыми эмоциями, атмосферой Старого Города) Круто же, когда друзья так знают и понимают тебя, что ни одна побрякушка этой планеты не заставить тебя так визжать от восторга, как  шанс порисовать старые домики с натуры?)

  Первым делом, конечно я обследовала Дьюти Фри, приценилась, чтобы понять где мне покупать Vana Tallinn  для мамы- здесь или в Таллине. Разнюхав всё в дютике- ушла пить кофе и рисовать) Не очень удобно было пялиться на людей явно, не всем же нравится быть предметом и объектом, поэтому пришлось делать это украдкой. Но молодые люди азиатского типа внешности просекли мой манёвр, поэтому дорисовывать ещё одного их спутника я не стала.
Я немного нервничала.. нет, не так- я капец как нервничала, так как предполагалось что в Таллине я буду не одна, но по независящим от него обстоятельствам мой гид сошёл с дистанции и я оказалась на борту совершенно не подготовленная  к путешествию. Совсем. Не знала куда идти, как добраться до старого города, не перерыла тонну инфы в инете, не сориентировалась на местности и не распечатала карту) Вся информация , что я располагала-были посты Татьяны http://lap-landia.livejournal.com/  Но, приближаясь к городу и увидев башенки старого города я поняла, что всё не так уж и плохо и можно пешком дотопать.  И мне полегчало- отлегло)
Вообщем, пешком от порта до старого города минут 10, если совсем не торопиться 15.
А теперь- держитесь :шас будет три миллиона фоток)
Что меня поразило, так это то, что это "живой " город, а не просто туристический аттракцион. В нём живут люди, находятся офисы, посольства и даже школы (!) и это так удивительно)
Ну вы же поняли по фото, что холодрыга была жуткая и пока я грелась и тестировала местную выпечку, наваяла лёгкий скетчик. Сейчас жалею, что постеснялась сделать фото- такой колорит был внутри) Такое милашное старомодное местечко) шас название вспомню :
 "Bonaparte Deli"
Где то в тех же магазинчиках прикупила себе в подарок крем местного производства Puhas Loodus ( нЭ реклами ни разу) за 3,5 евро ( это не то что по финским, а даже по русским меркам почти даром) увлажняющий и успокаивающий крем с календулой. Ну что могу сказать- жалею что не купила больше). Крем спас мою стабильно обгорающую физиономию( несмотря на пасмурную погоду) и теперь, чувствуя его запах возникает ощущение, что я снова в Хельсинки. Кажется , это успокаивающий крем и для нервной системы тоже)
Пока я разбиралась с пирожными вышло солнце и я... потерялась. Вышла в полной уверенности затопала дальше по ходу моего движения, но через немного поняла, что иду обратно. Вещь для меня совершенно немыслимая: я никогда нигде не теряюсь, у меня ориентир на местности железобетонный)) Вообщем, бродила кругами, нервничала что трачу время впустую, а мне через 5 часов на паром и столько всего хочется посмотреть. И когда вышла обратно к собору, зашла в него погреться и обнаружила , что за евроденьги можно купить билет и подняться на смотровую площадку, что я и сделала.
Видите шпиль? А место у его основания, где бежевое заканчивается? вот там эта смотровая площадка и есть)
И если вы сделаете 300 тыс шагов вверх, примерно так:
периодически поглядывая в окошки, примерно так:
то попадёте на самый верх и это капец как страшно, примерно так:
но зато, взамен вы получите вооооот  такую красоту на ладошке:
Сто тысяч ступенек вниз и вы снова на земле)
Рисовать руки чесались-ой ёй как, но был такой пронизывающий до костей ветер, что всё на что меня хватило, до того, как отказали пальцы это вот:
пришлось уйти греться на солнышко
Если честно, там невозможно не рисовать) И будь немного теплее я зависала бы на каждом углу) В итоге нашла место (угол лестницы) где почти не было ветра и греясь на солнце ловила минуты счастья)
ещё один взгляд на город и в порт) На паром, домой, в Хельсинки.
Теперь сижу и мечтаю, что однажды приеду  с огромным планшетом акварельной бумаги) Летом. Теплым летом. И рисовать- рисовать...
Спасибо, друг! Ты подарил мне большую охапку счастья и новую мечту)
Чашка чая перед погрузкой
и довольная и счастливая я , с полным рюкзаком "трофеев" поехала обратно.
На обратном пути в клуб, где я сидела загрузилось большое количество финских бабулей и дедулей, счастливых и спокойных.
Набросок с концерта)
Половину развлекательной программы провёл капитан, раздал призы, спел караоке, а я дорисовывала свой таллинский набросок и тихо млела)
Теперь я точно знаю, что просить у Деда Мороза)

 
Финальный вариант и "тот самый" билет на смотровую площадку)

Я не прощаюсь, Таллин- я обязательно вернусь!